Контакт со зрителем во время танца

Контакт со зрителем во время танца

Танец рождается на сцене…

Однажды, когда я была начинающей исполнительницей шестового танца и ночами просиживала за просмотром танцев более опытных и звездных танцовщиц, я увидела незабываемое шоу — импровизацию. Вообще, что касается мастерства, по большей части, самые яркие исполнительницы этого жанра оттачивают хореографию и технику при любом удобном случае, чтобы вызвать восхищение. Мы не можем допускать грязной небрежности в танце, который и без того воспринимается многими как недоискусство. Многие из тех, на кого я ориентировалась тогда, видели одной из своих миссий — танцевать так, чтобы избегать любого намека на вульгарность, которой довольно много сегодня в исполнении дам на пилонных соревнованиях, а ведь они и в стриптиз-клубе-то никогда не были. Так вот, однажды — я увидела, как опытная танцовщица исполнила нечто неописуемое…

Я прокручивала в своей голове ее выступление много раз, но долго не могла понять, что же именно произошло: технически танец был на высоте, но в нем не было никаких сложных элементов, и в то же время он был наполнен жизнью, каждое движение дышало и было обращено к каждому, кто находился в зале. Танец этой танцовщицы заворожил меня тем, что не только я почувствовала его магию, — весь зал взорвался аплодисментами. Я назвала такой вид исполнения — «экшн» (action), так как это было действие эротической игры со зрителями, а не хореография под музыку. И это выступление вызвало у меня убеждение, что эротическая хореография родилась именно из такой магии — из экшнов первых исполнительниц, когда техники шестового эротического танца еще не существовало. И позже я встречала именно у самых опытных исполнительниц подобные шоу-экшны. А затем и я научилась этому и с радостью могу констатировать, что добилась именно ТОГО впечатления — впечатления общения своим танцем, когда зрители затихают перед тем,чтобы взорваться аплодисментами в конце номера.

Экшн — это то, что рождается непосредственно на сцене, в импровизации, на базе многолетних тренировок в репетиционном зале, но… рождается экнш на сцене и заготовить его абсолютно и совершенно невозможно.

Дело в том, что основным отличительным качеством экшна является контакт танцовщицы со зрителем. Контакт этот выражается в ее взгляде, в мимике и в жестах. Каждый зритель чувствует, что танцовщица танцует для него. И она не обязательно выводит кого-либо из зала на сцену. Контакт происходит невербально, но все его ощущают.

В этой статье я хочу поделиться с вами интересными наблюдениями за тем, как развивается контакт со зрителем со временем танцевальной практики. Я постараюсь описать внешние проявления разных этапов становления взаимодействия танцовщицы с публикой, а также чувства, которые она испытывает в этот момент.

Контакт со зрителем во время танцаКонтакт — то, о чем так сложно говорить…

Так в танцах происходит, что мы зачастую слишком сильно полагаемся на свой собственный опыт и, как следствие, недооцениваем опыт других танцоров в отношении того, как создавать общение со зрителем и оказывать на зрителя нужное нам впечатление. Происходит это по нескольким причинам:

1. Танец — искусство невербальное. В этом его особенность и преимущество, однако в этом кроется и проблема — проблема общения между разными танцовщицами. Нам бывает неимоверно сложно облекать в слова то, что происходит во время танца на сцене между нами и аудиторией. Неимоверно сложно подобрать слова, ухватить все тонкости происходящего и найти форму для вербализации случившегося танца. А если это получается, то не каждая танцовщица бывает готова обсуждать свой опыт.

Мой опыт показывает, что танцоры вообще отличаются тем, что не склонны вербализировать все и вся, так как за танец отвечает правое молчаливое полушарие мозга, дающее доступ к переживанию настоящего момента, к эмоциям и двигательным возможностям тела. Профессиональные танцовщицы шестового стриптиза, которые зарабатывают акробатическим шоу, в своей массе испытывают трудности с тем, чтобы объяснить, что именно и в какой момент движется в их теле во время поставленного (а значит — детально отрепетированного) номера, но это никак не связано с уровнем их интеллекта. Поверьте, не только исследования активности мозга танцоров, но и просто здравый смысл показывают нам, что самоконтроль для выполнения опасных акробатических элементов и дисциплина в подготовке танцевальной формы требуют большой сосредоточенности и работоспособности, а также знаний и умений, применяемых ежедневно.

Особенности левополушарного мышления (интеллекта):
— речевой интеллект
— логика
— аналитическая обработка информации
— легко выявляет причинно-следственные связи
— временнОе последовательное мышление, перспектива от прошлого в будущее
— двумерное восприятие пространства (как будто в плоской картинке)
— волевой компонент мотивации в социальном поведении
— мышление алгоритимическое, символическое, схематическое

Особенности правополушарного мышления (интеллекта)
— образное, непрагматичесоке, чувственно-эмоциональное, образное, опосредованное восприятие
— поисковое, творческое мышление
— синтетическое целостное восприятие, конкретное, неабстрактное
— яркое пространственное мышление, трехмерное восприятие
— биологическая мотивация социальной адаптации

Мои наблюдения привели меня к убеждению, что чем более серьезно девушка относится к exotic pole dance, то есть, чем профессиональнее ее тренинг и чем больше проб в деле выступлений на сцене, тем _менее_ вербально мышление этой танцовщицы. А те девушки, которые и хотели бы выступать с номерами и шоу, но кто мыслит в большей степени вербально, те _дольше_ «идут» на сцену, то есть их путь от первых тренировок до выступлений длиннее.

2. Танец — искусство, в котором творческие амбиции танцовщиц сталкивают довольно остро. Именно о танцовщицах рассказывают многочисленные истории вредительства друг другу на рабочем месте — от засыпания битого стекла в пуанты до порезанных костюмов, стоящих баснословные суммы. Поэтому обмениваться опытом, который приводит танцовщицу к успеху, она со своими соперницами скорее всего не станет.

В этом плане мне как хореографу-постановщику удалось разговаривать со стрип-исполнительницами по душам и довольно детально обсуждать вопросы взаимодействия со зрителями на сцене.

3. Танец — это очень сложный вид искусства. Я учила язык телесно-ориентированной психологии, хореографии и поэзии, чтобы научиться облекать свой опыт и опыт других танцовщиц в слова. Мы, хореографы-постановщики, отличаемся хорошей способностью связывать два режима работы мозга — правополушарный и левополушарный.

И я могу утверждать точно на 100%: танец не только рождается на сцене — танец со сцены _начинается_

Если вы ходите в танцевальную группу регулярно и, подобно большинству любительниц, смущенно отказываетесь от отчетного концерта, так как вам кажется, что практики в зале для вас достаточно, вы лишаете себя самого лакомого кусочка танцевальной жизни. Просто так лишаете, впрочем. Безосновательно, безграмотно полагаясь на внутренние ощущения. То есть, когда к вам подплывает золотая рыбка и говорит: «Дорогая, я исполню три твоих заветных желания», — вы просто отказываетесь, отвечая: «Ну что ты, милочка, мне совсем не нужно, чтобы ты вот так легко и просто исполнила три моих заветных желания».

Но я уже давно заметила, что те, кто на сцену пойдет, пойдет на нее в любом случае, так как знает, где плавает золотая рыбка. И такие девушки в танцевальные группы не приходят — они идут самым коротким путем: похудеют, приведут себя в порядок за две недели и подготовят простое шоу с клубным хореографом, без хореографических наворотов. Ведь девушки невербального склада склонны мыслить правым полушарием, а именно оно нам довольно неприкрыто указывает всем спектром ощущений: на сцене происходит самое главное, самое интересное. А еще золотая рыбка шепчет: «Можно не ждать, пока начнут получаться трюки продвинутого уровня — можно сразу получить овации за красоту и сексуальность танца».

Как же это происходит? И почему девушки вербального склада об этом не догадываются и даже сопротивляются?

Контакт со зрителем во время танцаКонтакт со зрителем первой ступени

Если вы девушка вербального склада, вот как вы представляете себе выступление на пилоне, если вы посещаете пилонную группу и ставите номер на отчетник? Вам кажется, что вы должны думать о точности движений, о последовательности, о попадании в музыку — и, конечно же, о том, чтобы не сбиться из-за того, что на вас смотрят зрители.

Прочтите признаки вербального мышления? Именно так вы воспринимаете танец.

Подобное восприятие танца изнутри — это первый и самый неприятный этап выступлений перед аудиторией. Неприятный, так как каждая ваша мысль создает для вас тревожный фон, негативный прогноз и физическую зажатость.

Но позвольте, как же профессиональные танцовщицы выступают годами? Неужели если бы это было так неприятно, они бы делали это снова и снова? Конечно, вы удивитесь, если узнаете, что многие из них этот этап не проходили вовсе.

Дело в том, что запоминать последовательность подобным образом характерна для левополушарного переживания танца. Это тот самый способ, когда вы тренировка за тренировкой повторяете движения за тренером, когда импровизацей вы не занимаетесь от слова «вообще совсем» — и когда вы не только не пробуете создавать танец самостоятельно, вы просто критикуете себя заранее, говоря: «У меня ничего все равно не получится».

Я сейчас описала подход обучения в любом танцклассе, где не развивается правополушарное мышление, а ведь танец и свободное движение — это его следствие.

Контакт со зрителем второй ступени

Большинство танцовщиц начинают прямо вот с этой стадии, хотя многие на ней же и останавливаются. Это правополушарное исполнительство, наполненное эмоциями импровизирование, танец с улыбкой и с огоньком.

В шестовом стриптизе ценится умение танцевать под любую музыку — спонтанно и женственно. Сексуальность идет вслед за отточенной пластикой бедер и волнами всего тела. Движения эротичные, которые связываются в комбинации по схемам хореографии. Многие танцовщицы делают вывод, что их внешняя красота, стройность стана и стрип-пластика — достаточные условия, чтобы заработать на жизнь, отчего высокое мастерство пилона приходит далеко не к каждой, ведь здесь нужно трудиться и совершенствоваться, вкладывая много физических сил.

Однако без этого этапа полноценно контактировать с публикой научиться нереально, так как только сценический правополушарный опыт импровизации даст вам прикосновение к магии общения со зрителями. А для того, чтобы почувствовать себя в этом, как рыба в воде, нужно несколько обязательных условий:

1. Внутренний драйв

В какие-то дни вы чувствуете полет и настроение «зажигать», а в какие-то нет. Вдохновение — вещь малоуловимая, но точно зависит от музыки, дня женского цикла и от того, выспалась ты и много ли проблем на тебя свалилось. Получить танцевальный драйв импровизации сполна можно не менее, чем за месяц постоянной работы на сцене. Этот этап легче всего пройти в режиме работы стриптизершей на пилоне, которая работает нон-стопом по 8-15 выходов на танцпол за ночь. Да, вы устанете, заработаете лишь чаевые и приватные, но зато насмотритесь на других танцовщиц и научитесь себя эмоционально разжигать, чем и переведете свой базовый режим мышления с левополушарного на правополушарный.

2. Освобожденность тела от динамических блоков

Это второй момент клубной импровизации, без которого любая пилонистка на соревнованиях выглядит подобно деревянному буратине. Динамические блоки — это зажатости тела, которые накапливаются с детства как результат воспитания. И освободиться от них бывает не так-то просто даже при регулярной импровизации. Эта проработка своего тела на моем языке хореографа называется «настраивание инструмента»: вы растягиваетесь, нарабатываете трюки и крутки, соблюдаете пропорцию силы и гибкости и выступаете с целью обрести легкость и грацию во время выступления. Если вы посещаете пилонную группу и учитесь импровизации на ваших занятиях, то вы работаете именно с этим — со своими динамическими блоками. Динамические блоки, в отличие от статических, проявляются только в стрессовой ситуации, приближенной к той, в которой они возникли. Если вы деревенеете на сцене под взглядами других людей, то вы понимаете, о чем я говорю: эта скованность ситуативна. Выполняя обычные упражнения, от этого типа блоков вы освободиться не можете.

3. Настроение публики

Именно во время регулярных импровизаций вы выясняете для себя следущую информацию: иногда зрители аплодируют вам тогда, когда вы не постарались и вообще были на нуле; иногда зрители ловят ваше вдохновение и вашу улыбку и отвечают вам взаимностью — хорошими чаевыми и овациями; бывает, что зрители никак не откликаются даже на мощнейший поток вашего драйва и остаются холодны, хотя придраться к технике танца и к вашему настроению невозможно.
Настроение зрителей вы начинаете замечать ТОЛЬКО в тот момент, когда вы освободитесь от телесных динамических блоков. Когда ваш танец перестает восприниматься вами как стрессовая ситуация, в которой вы боитесь быть недооцененными. Согласитесь, выступить без переживаний о том, понравитесь ли вы публике, — это задачка сложная. И именно спокойное ровное вдохновенное состояние правополушарного мышления, когда вы легко транслируете эмоции и танцуете спонтанные импровизации на пилоне, — это и будет тот момент, когда вы скажете самой себе: «Сегодня динамические блоки в теле не мешали мне выступать». Многие танцовщицы отлично выступают в таком уровне, однако впечатление, которые они оставляют, — это именно танец с пилоном, он не наполнен эротической игрой.

4. Опыт постановочных номеров

Обычно выступать с постановочными номерами на пилоне профессиональные танцовщицы начинают, когда их тело достаточно подготовлено для этого. В постановочных номерах используется багаж правополушарных навыков: умение зажигать, улыбаться, гореть танцем и наполнять отрепетированные движения сексуальной подачей. Далее правополушарный режим обогащается последовательностью и логикой левополушарного режима работы мозга, когда шоу — это результат воплощения идей хореографа-постановщика и танцевальных возможностей танцовщицы. То есть, в подобном номере мы уже наблюдаем синергичную работу полушарий мозга. Это принципиально новый уровень мастерства. Если же вы стадию импровизации не освоили, то ваш постановочный номер будет создан левополушарным режимом с его сухой безэмоциональной подачей.

Девушки на пилонных соревнованиях зачастую этап импровизации и его составляющие полноценно не прошли, так как либо мало выступали, либо не почувствовали, что может быть — круче, многограннее, интереснее. Зато именно на клубной ночной сцене я видела настоящий драйвовый пилонный танец — без ощущения скованности тела, с сексуальным огнем, любовью к танцу и с профессиональной пластикой, присущей только завсегдатаям стриптиз-клубов.

Вы знаете, меня завораживает тот факт, что в номерах стриптиза Диты фон Тиз вообще нет акробатических элементов, однако артистизм сексуальных перемещений звезды бурлеска по сцене столь возбуждает, что она получила мировую славу. И эта слава полностью заслужена. И я буду честна: я не видела в России кого-либо, кто мог бы сравниться с ней по степени непринужденности, юмора и эротизма в искусстве переодевания. Однако пилонные стриптизерши в России — самые изящные, сексуальные и грациозные. И в истории парижского кабарэ Crazy Horse слишком много русских имен, чтобы не задуматься: у нас действительно лучшая версия женской сексуальности. И чтобы ее раскрыть, нужно использовать суровый балетный тренинг… и пилон (кстати, Дита практиковала и то, и другое).

Контакт со зрителем во время танцаКонтакт со зрителем — Action!

Экшн — это диалог, который танцовщица ведет движениями, беседуя со зрителями о сексуальности.

Экшн отличается от хорошо исполненного стриптиз-номера или от импровизации тем, что это набор _адресных_ действий и жестов, которые исполняются в зрительном и телесном контакте с аудиторией.

На второй стадии танцовщицы смотрят в зал и видят реакцию на их танец, но сами танцуют то, что рождается изнутри и то, в чем зрители почти никак не участвуют. Несколько артистических жестов задуманы заранее, часто хореографом.

Но когда начинается этап создания экшнов на сцене, танцовщица рождает действие самостоятельно. Даже если она и задумала что-то заранее, ее ведет только основная идея и история, которую она хочет рассказать своим танцем под выбранную музыку (которая ее саму трогает до глубины души) и в выбранном костюме, соответствующем образу. Ее багаж хореографии огромен, тело натренировано и свободно от зажатости. Ее личный драйв происходит легко, так как она научилась эмоционально разжигать себя до максимума.

И именно тут начинается магия, о которой вам никто никогда не расскажет:

— танцовщица начинает _видеть_ зрителей всей поверхностью кожи

Это выражается в том, что ей больше нет необходимости _смотреть_ на того, кто смотрит на нее, чтобы понять, под каким углом повернуться самым выгодным образом — это происходит из ощущения контакта с теми, кто пришел смотреть на шоу. Контакт на уровне ощущений, мурашек — танцовщица чувствует, где тот зритель, которого она будет использовать в своем экшне, чтобы все остальные тоже стали смотреть, как завороженные. Тело, лишенное психотелесных зажимов, еще и не такое может!

— танцовщица чувствует настроение аудитории

Она выражает не задуманные заранее эмоции, а РЕАГИРУЕТ на эмоции зрителей и СОЗДАЕТ эмоции зрителей, если они — не те, что ей бы хотелось. Происходит это из ее внутреннего творческого источника — образа, который она решила исполнить, по тем эмоциональным и двигательным проявлениям, которые выразили бы этот персонаж.

— танцовщица соединяет актерское мастерство и искусство пилонного танца

Она использует сексуально-ролевую игру для того, чтобы выразить характер образа, который ее саму вдохновляет. Она уже настолько знакома с образами, которые ранее вытанцовывала в импровизациях, что теперь это не процесс освобождения эмоций, а процесс эмоциональной ЖИЗНИ прямо на сцене, прямо в движении, прямо из логики образа. Так актеры работают над созданием своих персонажей. Но когда дело касается стриптиза, образы танцовщица берет из своих эротических фантазий, а не из сценария режиссера.

Эротический экшн проводится не по сценарию, но требует эмоционального катарсиса. И когда танцовщица исполняет его так, как я описала выше, катарсис неизбежно наступает, что выражается в бурных аплодисментах. Когда такое происходило со мной в стриптиз-клубе, то другие танцовщицы не могли сдержать позитивные эмоции и, несмотря на зависть и прочие глупости, хлопали вместе с гостями клуба, подходили в гримерке и спрашивали, как такому научиться. Когда же экшн исполняется мной на шоу-программе, гостьи просятся ко мне в гримерку, чтобы взять телефон для индивидуальных занятий.

Я хочу подвести вас к важным выводам, о которых вам точно ни одна танцовщица не сообщит. Да и где вы ее найдете, на пилонных соревнованиях я таких не встречаю… кстати, как думаете, почему?

Вывод номер раз

Чтобы танцевать эротический экшн на пилоне, требуется многолетняя _сценическая_ практика.

Вывод номер два

Когда вы влюблены в эротический пилон, вы лишаетесь соревновательного духа, так как с того момента, как динамические блоки оставляют вас, вы не нуждаетесь _психологически_ в том, чтобы кому-то что-то доказывать.

На соревновательной сцене на пилоне я вижу слишком часто полузажатых танцовщиц, которые полны желания самоутвердиться. За два месяца, например, стриптиз-сцены вы освободитесь от этого напряжения и захотите просто творить, творить танец для мужчин (если вы не лесбиянка, конечно), так как аудитория женщин (а судьи кто? Другие танцовщицы, обычно) и мужчин отличается категорически.

Помнится, одна хореограф из провинции выступала на соревнованиях, в которых мне пришлось судить (я тогда еще соглашалась на это, но уже давно перестала иметь с соревнованиями хоть что-то общее) — она выступала с целью засветиться в Москве, так как была очень хороша и опытна, так вот она сказала мне: «Посадите в судьи хотя бы одного мужчину — иначе я просто не смогу танцевать!» С шуткой, конечно, но в этой шутке очень много правды.

Вывод номер три

Эротические экшны — апогей эротического искусства. Вы полностью преображаетесь на сцене, превращаясь в поток сладостной сексуальной красоты.

Посмотрите, как я исполняю приватный танец для любимого на одной из вечеринок нашей студии 1366 (Москва). В моем инстаграмме @dubrovskanna вы не можете найти видео с моими сценическими выступлениями. Обычно я снимаю танцы на своих тренировках или на тренировках моих учениц (женского пола) — и именно эти видео из студии общедоступны. Но стриптиз-экшны я снимать не могу, так как клубы запрещают съемку, да и ютуб и инстаграм не позволят выложить номера без цензуры.

Так что увы — вы можете только поверить мне на слово и отправиться на поиск живых эротических экшнов за закрытые двери ночной клубной жизни.

Автор — Анна Дубровская

Узнайте подробнее о тренинге "Телесный Код Женственности"


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code