Потоковое состояние сознания и танец

Потоковые состояния сознания и танец

 

Танцевали ли вы когда-либо до упаду, потеряв ощущение времени? Было ли у вас чувство, как будто тело движется само, без прямого руководства разума? Придумывали ли вы новые танцы совершенно спонтанно? Знаете ли вы чувство легкости, чудесности бытия? Если это так, то вы знакомы с потоковыми состояниями сознания - особым "ресурсным" режимом работы головного мозга, который пробуждает наши творческие способности.

Человек танцующий

Как это ни смешно, у понятия "танец" нет четкого определения. Это то, что каждый конкретный человек так называет. Ведь один танцует под музыку, другой без, один двигается, другой танцует внутри себя без движения. Кто-то использует готовые связки, а кто-то принципиально сочиняет на ходу, без предварительной заготовки. Правил танца просто не существует!

Тем не менее танец - один из древнейших видов искусств, который всегда наделялся особым смыслом и даже возносился до божественного уровня! Индуисты связывали все тысячи поз с творческим сознанием Шивы. Синтоистская богиня счастья Амэ-но Удзумэ танцевала обнаженной так красиво и страстно, что это заставило вернуться из мрака богиню солнца Аматэрасу. Боги доколумбовой Америки танцевали практически поголовно - они часто изображались с бубенцами и в окружении музыкальных инструментов. Поэтому искусство танца было развито у майя и инков необычайно сильно. У них были ритуальные танцы на все случаи жизни - от войны, охоты и быта до жертвоприношений и продолжения рода.

В древней Греции танец был составной частью мистерий, во время которых люди совершали путешествие в высшие миры под воздействием психоделических напитков и курений. Муза Терпсихора была не какой-то банальной "вдохновительницей". На самом деле она открывала людям гармонию между внешним и внутренним, между душой и телом. А мусульманские суфии до сих пор практикуют кружения как мистерию восхождения на Небеса и возвращения на землю.

Ну а в многочисленных шаманских культах, существующих со времен неолита в самых разных уголках земли, экстатический, спонтанный танец был не только способом разговора с "нижним миром" и с духами природы, но и методом исцеления болезней.

В каждой культуре люди танцевали, танцуют и будут танцевать, пробуждая свое тело и чувства к более глубокому и сильному переживанию жизни.

Владение одним или несколькими видами танца обогащает эмоции, освобождает от излишнего напряжения, тренирует системы органов и улучшает здоровье. Однако это не все. Танцуя, мы прикасаемся к своим творческим потребностям, учимся творить, учимся осваивать новое и придумывать новое. Именно такое свойство танца служило поводом его обожествления в самых разных культурах и религиях. Творчество - это одно из главных качеств божественного.

Потоковое состояние сознания

Потоковые состояния сознания и танецКогда мы творим, мы испытываем подъем жизненных сил, остро переживаем гармонию и красоту, испытываем чувство единения мыслей и действий. Мы теряем ощущение времени, воспринимаем символическую сторону мира (читаем мир, как открытую книгу, переживая ясность вещей) и проникаем своим сознанием в тайны мироздания.

Когда психологи и психофизиологи занялись исследованиями творческой деятельности человека, они выяснили, что наш мозг творит в особом "режиме", который хорошо виден на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) в виде определенного ритма мозговых волн.

Энцефалограмма нормального человека, находящегося в своем повседневном состоянии сознания обычно укладывается в так называемый бета-ритм или бета-диапазон (от 13 до 30 Гц). Однако в "творческом состоянии сознания" происходит раскрытие альфа, тета и дельта-ритмов, которые у "нетворческих" людей проявляются лишь во время глубокой релаксации или сна.

То есть, в "творческом состоянии сознания" человек как бы находится между сном и явью. У него многократно усиливается воображение, раскрываются все каналы восприятия, он получает возможность буквально "грезить наяву". Но при этом он сохраняет возможность двигательной активности и критического мышления.

Субъективно в таком состоянии сознания человек начинает воспринимать окружающую реальность, как поток информации, энергии, чувств и собственных мыслей. Этот поток может быть тихим и слабым, но все равно постоянно меняющимся и искрящимся новизной. Но может быть и подобен огромному ревущему водопаду, когда на творческого человека обрушиваются инсайты (озарения) со скоростью и мощью падающей воды.

В этом состоянии потока все известное переживается свежим и интересным. Именно поэтому творческим личностям, прикоснувшимся к такому опыту, становится больно жить без потока, без реализации творческих сил. На рутинной работе они испытывают депрессию. А профессор чикагского университета Михай Чиксентмихайи, открывший и описавший потоковое состояние сознания, уверяет нас, что только в потоке мы не теряем вкус жизни. В потоке можно и нужно жить постоянно.

Самое занятное во всех этих исследованиях то, что потоковые состояния сознания - это основа не только для творческой, но и для религиозной деятельности человека. Если измерить ЭЭГ человека во время молитвы или активной медитации, то мы получим ту же самую картину. Именно поэтому музыка, танцы, рисование и вербальные формы искусств очень долго были тесно переплетены с религиозными культами. И лишь в последние 3 века творчество отделилось от религии. Но даже светским творцам хорошо известен религиозный экстаз в силу единства психологических процессов. И это хорошо заметно по произведениям искусства, где трансцендентное встречается буквально на каждом шагу среди совершенно светского окружения.

Потоковые состояния и танец

Потоковые состояния сознания и танецЕще в эпоху неолита был открыт самый быстрый способ входа в потоковое состояние сознания: спонтанный танец под низкочастотные ударные инструменты. Этот метод до сих пор используют все коренные народы в любом уголке земного шара. Ритуальные пляски народов Африки, Австралии, Америки и Азии имеют общие черты: это мощный низкочастотный ритм многочисленных барабанов, спонтанные движения и долгое время исполнения. И это не просто ритуалы. Танцоры переживают единение с мирозданием, с природой, переживают огромный спектр чувств и на пике добираются до религиозного экстаза.

Как это ни странно, именно такой танец возродился в "цивилизованном мире" с приходом дискотек и танцевальных клубов. Поэтому большинство клубных танцоров отлично знакомы с потоковым состоянием сознания, только не всегда способны его осознать и конструктивно использовать. Тем не менее состояние экстаза в клубе - вещь обычная, даже без использования всем известных одноименных средств. И это тот же самый религиозный экстаз, который испытывают "первобытные" танцоры в джунглях. И это ключ к человеческим творческим способностям.

Когда через танец вы начинаете практиковать переход в потоковое состояние сознания, вы синхронизируете работу обоих полушарий мозга с помощью движений левой и правой сторон тела, отчего возникает больше нейронных связей между ними. Кроме того, вы учитесь, подобно ребенку, ведь именно у ребенка познание мира идет через движение. Вы бессознательно вспоминаете, как это - быть ребенком, который учится ходить, стоять, бегать. Таким образом, вы активизируете детский потенциал к развитию и творчеству. Если им воспользоваться, то каждый день будет счастливым приключением, хотя ваша взрослая разумность никуда не денется. От возрождения творческого потенциала вы обогатите свою жизнь - только если не испугаетесь и если приметесь строить ее по велению своих глубинных чувств, а главное, по зову к красоте!

Однако есть одна тонкость. Человек, танцующий заученные связки, не попадает в потоковое состояние сознания. Ему сложно через чужие движения прийти к собственным чувствам. Чтобы включился весь творческий потенциал, ему надо начать импровизировать, придумывая новые движения, выражая энергию своих собственных архетипических образов. То есть, кроме тела надо задействовать и воображение, открыть его навстречу бурному потоку чего-то нового, рискнуть сделать шаг в неизвестность, снова стать ребенком, познающим неведомый и непостижимый мир.

Лично я для растанцовки использую техники импровизации. Это помогает запомнить и отработать различные связки в ситуации необходимости танцевать под незнакомую музыку. Так легче всего попасть в потоковое состояние сознания и пробудить чувства: выученные элементы дают ощущение опоры, через них можно начать двигаться. Но целью является спонтанное движение во время всей композиции - ее надо прожить, как маленькую жизнь. А вот когда раскрывается поток, то хорошо известные, отработанные годами танцевальные элементы начинают складываться в совершенно невероятные комбинации. При этом они получаются легко, свободно и пластично, в отличие от постановочных, разученных движений, где хорошая пластика порой недоступна даже профессионалам. Да, у них есть отточенность движений, но порой нет легкости, текучести, выразительности.

Есть расхожая фраза: "Талантливый человек талантлив во всем!" Это всего лишь означает, что человек умеет жить в состоянии потока. Он нашел в него вход. Другой человек не чувствует в себе талантов, но, на самом деле, он просто не научился выходить с бета-волн мозга на альфа-ритм потокового состояния сознания.

Может быть, нам поучиться у менее "цивилизованных" людей? Ведь у всех коренных народностей есть время для практики танцев. Шаманы говорят: "Если ты думаешь одно, хочешь другое, а делаешь третье, ты не можешь быть здоров." А это и есть портрет среднестатистического "цивилизованного" человека, находящемся на бета-уровне мозговой активности. В танцах же мы сонастраиваем свои чувства и мысли и отпускаем себя, чтобы обрести себя на более глубинном уровне. Мы ищем и практикуем потоковое состояние сознания интуитивно, ведь к этому нас зовет наша душа.

У каждой потребности личности есть соответствующий ей особенный сладостный вкус, дающий мозгу сигнал об ее удовлетворении. Чувство сытости говорит нам об удовлетворении голода, сладостный оргазм сигналит об удовлетворении сексуальных потребностей, чувство любви свидетельствует об удовлетворении потребностей в защищенности, понимании, признании и эмпатии (сочувствии). А состояние потока сигнализирует об удовлетворении высших - творческих - потребностей человека.

В этом состоянии сознания мы чувствуем свое ядро, обретаем цельность, перестаем "думать одно, хотеть другое, а делать третье". Карл Густав Юнг сказал бы, что мы соединяемся с архетипом Самости, нашего внутреннего Творца. Мы становимся чувствительными к тонким переживаниям красоты и гармонии, стремимся выразить разные стороны своей личности.

И начинаем действительно хорошо танцевать.

 

Потоковые состояния сознания и танец

 

Похожие статьи:


Оставить ответ

*

code