Чувства инфантильные — или чувства вашего Внутреннего Ребенка?

Мне часто задают вопросы про эмоции:

— как начать импровизировать, ведь это пугает?

— как отключить внутренний критический голос, который не дает ступить и шагу и давит чувством вины или угрозы?

— как создавать свои движения и наполнять их своими эмоциями, если они как будто отрублены?

Многим ученицам эмоциональные реакции на творческие задания мешают получать наслаждение от тренировок и выступлений. И эти эмоции — родом из детства.

В психологии есть понятие «инфантилизм» взрослого человека, а также есть понятие «Внутренний Ребенок» во взрослом человеке, который, как утверждают, очень важен и необходим для здоровья психики. Очень часто мы путаем эти две противоположные категории, так как принято считать, что игрового поведения у взрослого индивида просто не существует, так как игровая стадия закончилась в детстве и теперь нужно стать серьезным и хранить свои эмоции под контролем. Я покажу вам в этой статье разницу между человеком, застрявшим в детских эмоциях, и человеком, повзрослевшим настолько, что он способен _вновь_ играть.

Эффективность телесно-ориентированного подхода

Тело никогда не лжет. Но мы очень часто лжем — другим и самим себе. Если хотите, мы очень многое в себе не осознаем, отчего ложь и возникает как проблема контакта внутренней жизни и жизни внешней, социальной. В этой статье я бы хотела ответить на очень сложный вопрос, который мало кто перед собой ставит: каковы истинные чувства, которые я вкладываю в свои танцы и в свои тренировки? И ответ будет открываться для нас через язык тела, который все люди на планете земля читают одинаково. В подтверждение этого утверждения вы можете прочитать книги Алана Пиза или Макса Эггерта по теме «Язык тела».

Однако проблема эмоционального наполнения танцев и тренировок все же для меня стоит более глубоко, чем чтение жестов и мимики. Мне всегда интересно, каким образом мы проявляем невротизм либо здоровье — при помощи движений тела, взгляда и перемещений в пространстве.

Танцевально-двигательное и телесно-ориентированное направления психологии воздействуют на тело человека и на его движение, чтобы высвободить деструктивные паттерны поведения и создать свободное тело для здоровых форм психической жизнедеятельности. Постепенно из разлаженной жизни тела и души возникает очень цельное самопроявление человека, для которого используется термин «конгруэнтность» — единство внешнего и внутреннего в проявлениях личности. Однако на этом пути есть множество препятствий, и без помощи глубинной психологии человек может очень легко спутать полезное и деструктивное в своем поведении, так как изнутри мы зачастую не осознаем, что именно происходит, так как не имеем адекватной карты эмоций и системы координат.

В арсенале телесника и танцтерапевта находятся инструменты измерения результативности терапии по внешним признакам — телесным движениям, которые касаются свободного дыхания, гибкости мышц, телесных состояний и ощущений, разноплановой телесной свободы.

В этом смысле, я всегда использовала свои телесные реакции и состояния как лакмусовую бумажку — я доверяла своему внутреннему компасу интуиции, который указывал направление моих психологических поисков, а образец, к которому я стремилась, — это были видео танцев или движений известных психотерапевтов телесного и танцевального толка. Вы бы только видели, насколько прекрасны их тела в возрасте, в котором ты даешь им на 20-25 лет меньше, чем они есть. Их пластика, их выразительность, их конгруэнтность, их здоровье и активность в преклонном возрасте, их ясность мысли — все это стало отправной точкой для меня в моем развитии как телесно-ориентированного психолога.

А все началось с того, что однажды вечером я стала спонтанно танцевать под мою любимую музыку, разглядывая движения моей тени на стене… Оказалось, что в этот момент я прикоснулась к своему Внутреннему Ребенку.

Чувства инфантильные - и чувства вашего Внутреннего РебенкаИтак…

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Инфантильны те чувства, которые соответствуют детским фазам развития, но которые тормозят развитие взрослого, если он не отказывается от них на совсем. Эти чувства относятся целым спектром красок и настроений, связанных с чувством стыда, чувством вины, страха и беспомощности, а также обиды, — к следующим психологическим состояниям:

  • вы либо переживаете себя Жертвой ситуации (вы ощущаете себя эмоционально слабой в своей униженности и ничтожности),
  • либо вы Спаситель (которому важно чувствовать свое превосходство над тем, кого он якобы «спасает», а на поверку — просто использует для самоутверждения, доминирования и унижения),
  • либо вы наказывающий Преследователь (тот, кто испытывает чувство уничтожающей власти, гнев, горделивость и полное превосходство).

Состояния эти были созданы (почти в каждом из нас) еще не сформированным детским мозгом в ответ на воспитательные меры родительских фигур. И меры эти, как мы сейчас понимаем, вызывают физические напряжения и психологические защиты, интуитивно избавиться от которых вы и пытаетесь на уроках танцев.

Это список чувств, от которых вы должны освободить себя, если не хотите постоянно оказываться инфантильным взрослым, лишенным радости иметь здоровую психику. Целое направление психологии — трансакционный анализ Эрика Берна — дает разнообразнейший арсенал техник для того, чтобы вывести вас из дебрей сладостного, но уже давно закончившегося детства и детских страхов, так как любое из перечисленных чувство отнимает у каждого из нас счастливую наполненную творчеством и сотрудничеством жизнь.

«Внутренний Ребенок во взрослом человеке» как понятие введено в трансакционном анализе Эрика Берна для описания эмоциональной жизни взрослой личности, которая имеет такие потребности как творчество, саморазвитие, сексуальность, игровое поведение и умение строить глубокие интимные отношения с объектом любви.

Для здорового Внутреннего Ребенка, освобожденного от инфантильности, характерно:

  • он считает установкой по отношению к окружающим следующее: «У меня все в порядке — и у вас всех все в порядке»
  • он полон энергии, сил и творческих устремлений, вне зависимости от обстоятельств
  • очень настойчив
  • эмоционален и игрив — и именно солнечной игривостью творит свою эмоциональную жизнь, чтобы она была такой, какой он сам выбирает
  • самостоятельно познает мир и ищет саморазвития
  • ориентирован на получение разнообразных удовольствий, отлично осознавая их иерархию: удовольствие от сложных форм взаимодействия, от создания искусства или от обучения для него неизмеримо больше, чем от удовлетворения низших потребностей — от вкуса пищи или от обладания вещами.

Эмоции очень мощно привязаны к телесным ощущениям, поэтому прикосновение к ним через танец очень эффективно.

Для того, чтобы успешно провести борьбу с прошлыми обидами и разочарованиями, которые накладывают отпечаток на вашу взрослую жизнь и создают инфантильные реакции, необходимо провести работу с Внутренним Ребенком. Когда человек становится взрослым, он забывает про своего Внутреннего Ребенка, тем самым он допускает ошибку. Если во времена вашего детства у вас было много страхов, травмирующих событий и недопонимания — и эти страхи для маленького существа были непомерно велики и закрепили в вас инфантильные реакции беспомощности с чувством стыда и вины, то, повзрослев, вы не сможете просто так отказаться от данной модели поведения – все ваши действия будут основаны на том былом страхе, хотя вы уже выросли физически.

Единственный выход из данной ситуации – позволить своему Внутреннему Ребенку поделиться с вами своими чувствами, услышать его и обучить его здоровым реакциям исходя из вашей ситуации самостоятельности и психологической силы. Постарайтесь наладить благополучные отношения с вашим напуганным Внутренним Ребенком, ведь для него так важно знать, что он не безразличен вам.

Чувства инфантильные - и чувства вашего Внутреннего РебенкаКак эротический танец делает вас зрелой личностью

  1. Вы выбираете ту музыку, которая раскрывает вас до самых глубин души. От музыки зависит ваша эмоциональная сторона тренировки, а как известно без эмоций ваши движения прекращают выглядеть танцем и становятся спортивной «рубкой дров». Спорт у меня ассоциируется с такой метафорой: сколько дров вы филигранно срубите за выбранный отрезок времени? Движения, лишенные одухотворенности музыкой и наполненности эмоциями, имеют именно такое впечатление, ибо заряд достичь результата ради результата ничем не отличается от собственно рубки дров.

Эмоциональная наполненность танца — это фактически ваша наполненность как женщины. Та самая наполненность, которую мужчины называют женственностью и ради которой они и стремятся к любви. Наполненность — слово, которое вам открывает секрет женственности: чем вы наполняете себя? То, что станет вашим внутренним миром, — это результат ваших ежедневных выборов. Но для женственности есть особенно важные источники наполненности, которые привлекают сильных мужчин: солнечные эмоции, красивые чувства, волнующие наслаждения и, как следствие, грация движений. И наоборот, слабые мужчины выбирают женщин, чьи эмоции имеют более низкий тон.

Поразмышляйте о пластике, например, кошек: однажды я поняла, что не успокоюсь, пока мои движения не станут столь же естественными и охватывающими все мое тело изяществом. А когда цель поставлена, уже не будет и половины препятствий на вашем пути.

  1. Вы выбираете танцевальные движения, которые отзываются у вас желанием ТАК уметь, — и выполняете вы их столько раз, сколько необходимо для исполнения точной техники с легкостью и невесомостью. Вы не обращаете внимания на то, сколько времени и сколько усилий вам нужно посвятиться этому. Вы работаете на результат. Вы принимаете полную ответственность за ваш результат. Однако выразительная пластика с ее эмоцией — это результат внутренней наполненности движений, а не только внешняя форма, скрывающая порой пустоту. Когда вашей тренировкой становится «ПРОЖИВАНИЕ» движения, его эмоциональной наполненности и техники как двух обязательных составляющих, — это становится танцем. И такой танец становится вашей духовной практикой — тем, что развивает ваши чувства, причем в том направлении, которое вы сами выбираете. Саморазвитие — вот что определяет зрелую здоровую личность.
  2. Ваш процесс достижения танцевального результата — это ваша забота о самой себе: вы прикладываете усилий достаточно, чтобы прогрессировать, но не перетруждаете себя, в следствие чего вы могли бы получить травму. Вы просчитываете риски самостоятельно и советуетесь с мастерами и тренером. Вы изживаете в себе чувство Жертвы, которая ищет, на кого бы переложить ответственность ради переживания своей слабости, ради страданий. Вы понимаете, что никто не застрахован от ошибок, от травм или случайностей. Неудачи случаются с каждым. Вы не ждете, когда будет «ясная погода», — вы учитесь танцевать «под дождем». Ведь ваши мотивы — стать прекрасным воплощением эротической красоты танца как можно скорее. И да, вы ведь знаете, что у всех танцовщиц, которые вас вдохновляют, — множество травм, срывов и падений за спиной. Или вы думаете, что «в их районе не бывает дождей», а вы — жертва безвыходной ситуации?

4.Вы просматриваете видео других танцовщиц. Только тот человек, который умеет учиться и учится непрестанно, развивает здоровую психику. Как известно, сейчас изучаются зеркальные нейроны, ответственные за обучение и за эмпатию. Когда вы всматриваетесь в видео вдохновляющих танцев, вы сопереживаете и закладываете желаемый образ к себе в бессознательное. Затем в импровизации вы будете питать свое исполнение этим образно-эмоциональным материалом, как бы входя в диалог с танцовщицей с видео: вы исполните свою версию ее танцевальных идей. То, как вы себя наполняете, напрямую сказывается на качестве ваших номеров.

Когда вы уже достигли многого, вы все же должны отказываться от ригидных установок, будто в какой-либо стороне искусства вы добились достаточных успехов. Таким образом, вы вновь выходите в позицию восторженного ребенка, который видит нечто удивительное на сцене и тянется снизу к вершинам мастерства… только в ЭТОТ момент вы усложняете работу нервных сетей вашего мозга, отчего он молодеет в буквальном смысле.

Вы обязаны перед самим собой — преодолеть ревность, зависть или боль, будто кто-то лучше вас либо что вы чего-то никогда не достигнете. Верьте в себя и преодолейте свои страхи, чтобы смотреть на других открытым новому взглядом. Это возможно только, если вы стоите на здоровой установке: «У меня все в порядке — и у другого человека все в порядке».

  1. Искусство танца зрелой психики всегда сексуально. Потому что сексуальность и игривость — это качества здорового Внутреннего Ребенка в вас. Игривость — это спонтанность и обмен идеями (причем с кем угодно, а не только с теми, кого вы считаете «своими»). Игривость в сексуальности — это открытость проживать чувства, делиться ими экологично и создавать свои собственные игры, обогащающие не только оргазмом, но катарсисом любви и желанием глубокого интимного, близостного общения.

Мои эротические танцы на пилоне — это общение со зрителями в форме, в которой я могу поделиться с ними своим пониманием красоты — тела и души — и сексуальности, поток которой может быть столь оздоравливающим. Однажды танцовщицы дарили это для меня, а теперь мое время — передать это понимание дальше, новым зрителям.

Автор Анна Дубровская

Узнайте подробнее о тренинге "Телесный Код Женственности"


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code