Развиваем вашего внутреннего ребенка — глубокий анализ творческого ядра

Развиваем внутреннего ребенка - глубокий анализ творческого ядраВаш внутренний ребенок - это сияющий бриллиант вашего любящего творческого сердца. Если вы слушаете его, то всегда раскрываетесь в творчестве, в познании, в нежных и добрых взаимоотношениях. Но увы, в нашей культуре многих детей психологически калечат родители и воспитатели. И вырастая, такие люди несут в своей душе маленького несчастного малыша, который хотел бы творить, хотел бы радоваться жизни, но очень этого боится. Так как же нам раскрыть потенциал внутреннего ребенка, как исцелить раны далекого детства, как справиться со страхом проявить свое творческое "Я"?

Три эго-состояния

Если вы знакомы с трансактным анализом Эрика Берна, то можете пропустить этот раздел и сразу перейти к знакомству с нашими идеями по исцелению внутреннего ребенка.

Мы обычно считаем себя вполне цельными существами, имеющими  явно выраженный характер и разумные мотивации поступков. Однако еще в начале XX века психоанализ недвусмысленно продемонстрировал, что у любого здорового человека есть бессознательная часть психики, которая находится в вечном конфликте с сознанием. А в середине XX столетия трансактный анализ показал, что сознание также неоднородно:  у нас есть несколько эго-состояний, которые не просто сменяют друг друга во времени, но и даже не подозревают о существовании друг друга.

Впервые на этот факт обратил американский психотерапевт Эрик Берн. Он заметил, что у людей в разные моменты времени могут проявляться разные интонации, телесные позы, разговорные словари и даже кардинально меняться точки зрения. Когда эти поведенческие реакции меняются, у нас создается впечатление, что перед нами буквально другой человек. На основе этого наблюдения Берн предположил, что у человеческого сознания может быть несколько разных эго-состояний, и выделил три главных: "Ребенок", "Родитель" и "Взрослый".

Эго-состояние "Взрослый", согласно Берну, - это своего рода "живой компьютер": трезвый, бесстрастный, хладнокровный, расчетливый собиратель и обработчик информации. "Взрослый" принимает взвешенные, разумные решения на основе своих знаний и опыта. Его сфера компетенции: работа, деньги, власть, карьера, образование.  В таком эго-состоянии человек временно отключается от своих эмоциональных реакций, так как они мешают объективно воспринимать и анализировать внешнюю реальность.

Эго-состояние "Родитель" - это заботливое ядро нашей личности. Оно формируется у людей, когда они подражают своим родителям и другим авторитетным воспитателям. Фактически это "видеозапись" поведения родителей, которую человек воспроизводит, когда рядом с ним оказываются дети или другие люди, требующие заботы. В этом эго-состоянии человек ничего не воспринимает и не анализирует, зато он очень эмоционален. Заботливый "Родитель" испытывает тепло, нежность, радость от своих действий. Однако злой, раздраженный "Родитель" может испытывать большой спектр негативных эмоций и беспощадно срывать их на детях. К счастью, родительское эго-состояние может меняться под влиянием информации, полученной в процессе обучения от "Взрослого".

Ваш внутренний "Ребенок" - это творческое ядро личности. Ребенок смел, находчив, интуитивен, готов  вдохновенно мечтать и воплощать мечты, придумывать и фантазировать. Фактически "Ребенок" - это вы в детстве, в возрасте до 7 лет. Ваш внутренний ребенок любит самые разнообразные вещи и дела. Он очень любопытен и готов рисковать для того, чтобы удовлетворить свое любопытство.

Детское эго-состояние проявляется у большинства взрослых лишь мимолетно или в интимных ситуациях, так как так вести себя в "приличном обществе" не принято. Зато у всех творческих людей оно проявлено очень сильно. Творящий человек - это "Ребенок", который изредка советуется со "Взрослым" по части информации и жизненного опыта. И это единственная часть нашей личности, которая действительно умеет радоваться жизни. Это источник спонтанности, сексуальности, творческих изменений, удовольствия и радости.

Проблемы "Внутреннего ребенка"

Развиваем внутреннего ребенка - глубокий анализ творческого ядраВ идеале все три эго-состояния развитой личности находятся в гармонии друг с другом, свободно включаются в нужных ситуациях, помогают и дополняют друг друга. Однако такое положение вещей в реальности - большая редкость. Главная проблема здесь - в нашей репрессивной системе воспитания, которая подавляет спонтанные, творческие импульсы ребенка, загоняя его в прокрустово ложе моральных норм и общественных правил. То есть, у большинства современных людей в психике присутствует карающий" "Родитель", подавляющий не только творческие импульсы собственных детей (как в свое время подавляли его импульсы родители и воспитатели), но и собственного внутреннего "Ребенка".

Наши родители могли создать у нас несколько важных и очень опасных травм: отвергнутость, игнорирование, покинутость, униженность, преданность, несправедливость, невротические ограничения, в том числе подвижности, болезненные реакции на конструктивные проявления себя (ведь они нарушали наше личное пространство при помощи метода устрашения и насилия). В нашем внутреннем "Ребенке"  живут страхи, которые они создали, причем часто совершенно неадекватные физической и психологической реальности. А если принять во внимание развитую фантазию творческого "Ребенка", то помноженная на чувство вины она начинает сама создавать пугающие образы различной силы для того, чтобы подчинять вас по примеру ваших родителей.

И все это закрепляется наличием в голове "интерьоризации" родителей - эго-состояния "Родитель", которое начинает контролировать вас, даже когда вы вырастаете и начинаете самостоятельную жизнь. Любой спонтанный, творческий шаг "Ребенка" может вызываеть гнев "Родителя". И этот внутренний конфликт эго-состояний приводит к серой, унылой жизни без любви, без творчества, без радости и без каких-либо проявлений спонтанности. Такие люди очень часто жестко планируют любые аспекты своей жизни, сосредотачиваясь на накоплении материальных ценностей для создания "безопасной" жизни. Они  больше всего ценят стабильность и неизменность текущей жизненной ситуации, даже если такая ситуация доставляет им ощутимые страдания.

Еще один вариант диктата злого "Родителя" - это жизнь не только без радости, но и без ума. Если в детстве родители подавляли не только спонтанность внутреннего ребенка, но и блокировали когнитивные способности человека, то у него оказывается не только забитый и несчастный "Ребенок", но и слабый, безвольный "Взрослый". Увы, такой вариант в нашей культуре особенно часто присутствует у женщин. Все, что остается, - это жесткий, карающий, но зато очень "правильный" и высоконравственный "Родитель", до мурашек пугающий окружающих его детей.

Исцеление внутреннего ребенка

Развиваем внутреннего ребенка - глубокий анализ творческого ядраКогда я осознала, что методы воспитания моих родителей были не просто репрессивными, а по сути буквально садистическими (из "лучших побуждений", понятно), то я стала делать все, чтобы мой внутренний ребенок окреп и получил поддержку любви. Я решила, что этого можно достичь одним простым методом: нужно стать любящим родителем самому себе. Станьте "родителем своей мечты", который будет оберегать ваше сердце и будет питать ваши действия, направленные на творческое самопроявление.

Увы, на этом пути нас подстерегает одна сложность. Так как в нашем сознании живет карающий и злой "Родитель" - слепок с наших родителей и воспитателей, то его сначала надо полностью перепрограммировать с помощью компетентного и образованного "Взрослого". И это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. "Родитель" будет бунтовать и сопротивляться. Он будет пугать вас всевозможными ужасами, грозить страшными карами, пророчить вам разные катаклизмы и катастрофы, в результате чего вы будете испытывать сильную неуверенность в себе и страх.

Чтобы справиться со всеми этими напастями вам нужен сильный, хорошо образованный и независимый "Взрослый". Способность "Взрослого" отключаться от эмоций здесь может оказаться как нельзя кстати. Если мы на основе прочитанной психологической литературы приходим к логическому выводу, что нам надо освободить внутреннего "Ребенка" от диктата неадекватного и злого "Родителя", то мы можем сознательно это проделать, не обращая никакого внимания на истерики "Родителя" и ужас "Ребенка".

Чтобы выяснить, что успокоит и привлечет вашего внутреннего ребенка, вам как "Взрослому" необходимо создавать поле возможностей, которые отталкиваются от вашего наблюдения за своими творческими потребностями. Обращайте внимание на всплески вдохновения, когда посещаете разные места, читаете книги, наблюдаете за другими людьми, смотрите кино и слушаете музыку. Вы тоже можете делать все это, раз кто-то другой смог. Поэтому просто позвольте себе мечтать. Позвольте вашему внутреннему "Ребенку" воспринимать и мечтать, чтобы потом произвести самое фантастическое и удивительное, что может с вами произойти,- творчество.

А если в эти моменты подаст свой голос карающий "Родитель": например, вы испытаете страх от  того, что кто-то сочтет вас "несерьезным", то немедленно блокируйте эти эмоции переходом в эго-состояние "Взрослого", действующего на основании знаний и логики. Вы очень быстро успокоитесь, отключитесь от мнимых страхов и сможете снова дать свободу своему творческому малышу.

Конечно, в этом можно разбираться многие годы при помощи методов психологии, но если вы начнете это делать, то результаты однажды придут и ваша жизнь станет приносить вам удовлетворение.

Это очень важное начало. Возьмите на себя ответственность слышать голос вашего плачущего внутреннего ребенка и дайте ему, по возможности, то, в чем он действительно нуждается.

Поддержка творчества внутреннего ребенка

Развиваем внутреннего ребенка - глубокий анализ творческого ядраТворчество имеет 5 фаз:

1. Первичное вдохновение и возникновение замысла
2. Исследование и накопление информации и инструментов для реализации задумки
3. Переваривание полученного и творческие пробы-эксперименты
4. Вторичное озарение: как именно должно быть то, что задумано
5. Дарение творческого результата миру, людям; общение и проверка, получилось ли воплотить идеи или необходимо переделать то, что было сделано.

Когда творческий процесс произошел, вы обновляетесь и испытываете экстаз и удовлетворенность. Ежели вы не удовлетворены, то вы продолжаете создавать. Но имейте ввиду, вам необходимо научиться ставить точки в ваших творческих делах. Вы не сможете стать идеальным мастером сразу, но если ваше дело так и не будет доделано, оно не увидит свет и не порадует окружающих. Создавайте так, чтобы видеть результат творчества, а затем с новыми силами и новым вдохновением обращайтесь к новым свершениям.

Ваш внутренний "Взрослый" должен взять на себя поддерживающую роль позитивного завершения начинаний вашего внутреннего ребенка. Он должен взять ответственность для установления точки - результата ваших дел. Вы должны помочь вашему внутреннему ребенку говорить: "Да, это сделано, это завершено". И после этого радостно изучать, что же получилось и как быть в данном деле в следующий раз.

Найдите в себе мужество сказать, что то, что сделано, - хорошо, ведь оно сделано. Пусть вы видите изъяны и несовершенства, но иметь плоды творчества очень важно для того, чтобы просто жить дальше и двигаться к своим новым мечтам. Помогите вашему внутреннему Ребенку отпраздновать творческое свершение. Насладитесь катарсисом того, что творческий процесс, подобно родам, привел к результату - созданию творческого детища.

 

Похожие статьи:


Оставить ответ

*

code