Искусство импровизации

Искусство импровизации

Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи
Нельзя выучить человека танцевать по-настоящему, это он только сам может.

Самой распространенной проблемой желающих танцевать является чувство напряжения в теле. Кто-то описывает его как внутреннюю стену, которую они ощущают, когда начинают импровизировать. А кто-то просто не понимает, как начать.

Когда я провожу группы, я предлагаю в конце занятия такой формат тренировки, когда все по очереди нон-стопом выходят к пилону, а остальные смотрят на них и аплодируют по окончании песни. И знаете, у меня не было фактически ни одной ученицы, которая бы рано или поздно не начинала чувствовать драйв, радость потока и легкость связывания элементов хореографии, если просто выполняла это задание.

Однако сдвинуть с места девочек для первых импровизационных проб оказывается очень непросто. Обычно все они стесняются - выглядеть смешно, зажато, некруто. Но я бы хотела сказать вам, если это ваша проблема, что:
- если вы не начнете импровизировать, умение это так и не возникнет
- чтобы стать хорошим танцором, сначала нужно стать очень плохим танцором, затем просто плохим танцором, зато потом вы окажетесь в числе хороших
- самое сложное - начать, а каждый последующий шаг будет даваться легче и легче.
Однако вам нужно сознательно поддерживать в себе внутренний огонь и танцевальную страсть, так как сопротивление внешних условий и предрассудки людей могут быть очень сильны.

Но позвольте, именно вы решаете, во что вы верите - и быть ли вам счастливыми. И никто не может повлиять на ваш выбор, кроме вас. Это ключевой момент - и счастья, и танцевальной импровизации.

Причины, по которым нам сложно импровизировать, лежат в проблемах воспитания, следствием которого подавляющее количество женщин испытывают неуверенность в себе. И это проявляется в скованности физической. Однако единство наших чувств и телесных реакций уже давно доказано: за вашим физическим напряжением стоит особое ощущение, которое столь сильно въелось в нас, что мы его уже и не замечаем. А когда выходим к пилону и начинаем танцевать, оказывается, что оно тут как тут. Оно проявляется.

Дело в том, что наше образование очень сильно ориентировано на развитие вербального интеллекта. Но как я уже рассказывала в статье, это не единственный вид интеллекта. Так или иначе каждый вспомнит, как бывало легко - на празднике, на дискотеке или в другой момент, когда вы позволяли себе удовольствие самовыражения. Стоит нам переключиться в это состояние драйва , как мы понимаем, что ничего не потеряли - ни мыслительных способностей, ни понимания своих потребностей, ни защищенности. Однако в обыденном состоянии, которое нам прививали взрослые, многое остается потерянным - потоковость переживания жизни, контакт со своим телом, радость переживания текущего момента. И преградой стоит перед нами только привычное сковывающее физическое напряжение, связанное с запретом действовать исходя из наших личных желаний и побуждений, которые родителям казались небезопасными. Как часто в детстве наши родители запрещали нам играть так, как нам хотелось, и двигаться, когда нам это было так необходимо! Нас с детства сажали за парты и не позволяли выражать наши желания напрямую - любые желания, а не только деструктивные. Неудивительно, что чувство сомнения в себе было ключевым фактором, которым взрослые манипулировали нами для того, чтобы мы вели себя так, как им было надо. Им - но не нам.

Искусство импровизацииДля понимания функции импровизации и игрового мышления, надо запомнить следующую вещь: очень мало людей понимают, что при помощи движения ребенок развивает свой мозг. А мозг завершает свое физическое формирование не раньше 25-летнего возраста. И так получается, что спонтанная импровизация и игровое поведение оказываются теми способностями, которые у многих остались под запретом. А без этого по-настоящему свободной взрослой личностью стать не удастся.

Важнейшим состоянием самореализации взрослой личности психолог-гуманист Абрахам Маслоу называет пиковые переживания, которые отличают человека разнопланово раскрытого, развитого. Когда мы свободно танцуем, мы может испытать это. Мы стремимся испытать это, когда занимаемся любым видом творчества.

В своей книге «Психология бытия» (1968) Абрахам Маслоу даёт следующее определение пика:

"... эпизод или внезапная волна, в которой возможности человека текут все вместе особенным, целенаправленным и очень радостным образом, когда он более целостен и менее раздроблен, более открыт переживаниям, в которых он ближе к своей собственной природе или наклонностям, более непринуждён и выразителен, полнее действует, более созидателен, шутлив, полнее выражает себя, менее зависим от своих низменных инстинктов и т.д. В такие периоды человек становится более всего собой настоящим, более могучим в проявлении своих способностей, ближе к сути своего Бытия, более всего человеком..."

Маслоу описывает пиковое переживание достаточно общо, в основном цитируя артистов и философов, описывающих свои переживания в мистических или религиозных выражениях, или же в категориях прекрасного. Переживание сопровождается чувством доброты, любви, блаженства, лёгкости, единства, изящества тела (есть также указания об уменьшении или полном отсутствии страха). Люди всегда помнят такой опыт очень ясно, как «вспышку»; хотя бы часть воспоминания остаётся кристально чистой, независимо от того, сколько лет прошло.

Эти творческие переживания вводят нас в мир удивительных идей, которые ощущаются как нечто даже божественное. Это может испугать склонного к сомнениям в себе человека. Также люди могут просто не позволять себе даже притрагиваться к этим состояниям, так как стереотип взрослого человека подразумевает, что он должен сохранять уравновешенность, серьезность и контроль над эмоциями во что бы то ни стало. Однако нет ничего более далекого от здоровой личности, достигшей психологической зрелости, так как все, что я сейчас перечислю, является признаками отсутствия у личности невротизма. Поэтому когда вас зовет танцевальное вдохновение, создайте себе сцену и исполните этот танец, чтобы пережить самоактуализацию и стать более полноценным человеком. Не отказывайте своему внутреннему голосу, который ведет вас к созданию творческих произведений, чтобы не предавать себя и дать и другим людям надежду на то, что изменить мир творчеством - необходимо, и танцевальная самореализация кроется в том, чтобы войти в танец перед зрителями, наполниться потоком импровизации и танцевальных идей и - выйти со сцены обновленной, полной пикового переживания и реализованности.

Искусство импровизацииПричем под словом "сцена" я имею ввиду самые разные виды площадок. Я сама создала на своих занятиях формат "терапевтической сцены", когда зрители - это такие же танцоры, переживающие неуверенность в себе и желающие преодолеть комплексы. Это способ начать импровизацию, которая без зрителей остается лишь зачатком танца. А затем окрыленные вы будете готовы уже к интереснейшим выступлениям перед настоящей аудиторией, которую под свои замыслы вы будете выбирать самостоятельно (танец для любимого, соревнования, в компании друзей или на большой сцене).

Пиковые переживания - это то, к чему нужно относиться с предельным вниманием: позволять себе поток экстаза, преодолевать страх на пути, тянуться и дотягиваться до этого уровня импровизации. Нужно преодолевать страх, что что-то не получится или пойдет не так. Нужно пробовать и пробовать снова, так как это выход за рамки рутинности танцевальных занятий, быта и серых будней. И никто, кроме вас, не даст вам это ощущение. Зато именно вы сможете это создать и передать другим, кто все еще боится и не верит в себя.

Просто ставьте для своей практики музыку, которая вызывает чувство вдохновения - и танцуйте столько, сколько хватит сил. Я, бывает, танцую полчаса, час, иногда - два часа подряд. Эти импровизации с пилоном открывают второе дыхание, когда ты попадаешь в потоковое переживание каждого жеста и элемента. Движения становятся легкими для исполнения и наполненными чувствами. Это состояние ресурсности, удивительной легкости, невозможности остановиться, так как ты ощущаешь себя центром создания чего-то удивительно прекрасного. И оно постепенно само сходит на нет, когда оно выражено и станцовано. Это как плавно войти в реку - и плавно выйти из нее. Реку переживания счастья.

9 песен (9 songs)
Только несчастные люди танцуют плохо...

Автор Анна Дубровская

Похожие статьи:


Оставить ответ

*

code