Женские архетипы как основа интересного танца

Женские архетипы как основа интересного танцаВ одной из прошлых статей я рассказывала о том, что танец становится по-настоящему интересным, если мы подключаемся к архетипическому уровню коллективного бессознательного при помощи универсальных образов и символов. Я уверена, что этим кого-то запутала, поэтому пришло время разобраться в том, что я имею ввиду.

Что такое коллективное бессознательное и архетипы?

Наше бессознательное можно представить себе в виде айсберга, верхушка которого - это вытесненные личные переживания, страхи, травмирующие обстоятельства, иначе говоря психические "отпечатки" вполне реальных жизненных событий.

Мы не помним и не осознаем в обычном состоянии сознания эти "отпечатки", но они явно и недвусмысленно проявляются в нашем поведении, в специфических постоянных напряжениях групп мышц (так называемом "панцире характера"), в эмоциональной жизни, во снах, страхах и опасениях. Индивидуальное бессознательное - это источник человеческого невротизма и многих психосоматических заболеваний.

А вот глубже индивидуального бессознательного (в подводной части "айсберга") находятся архетипы - психические структуры, которые не имеют связи с индивидуальной историей человека. К.Г.Юнг, открывший архетипы, считал, что они являются источниками "психических инстинктов" - своего рода программ высшей психической деятельности, единых для всех людей, находящих свое отражение не только во снах, но и в мифах, сказках, религиях, изобразительном искусстве и других видах творчества.

Некоторые современные исследователи указывают, что архетипы тесно связаны с высшими потребностями человека. Духовные, эстетические и социальные потребности, а также потребность в саморазвитии берут свое начало в архитепическом слое психики. Они проявляются в нашей обыденной жизни в виде притягательных образов, захватывающих наше воображение и заставляющих нас стремиться к их воплощению в жизни. То есть, можно предположить, что архетипы - это некие генетически заложенные программы развития всего человечества, проявляющиеся в жизни каждого человека.

Еще К.Г.Юнг указал на то, что герои сказок, легенд, мифов и религиозных сказаний - это воплощение архетипов коллективного бессознательного. Такие образы всегда у людей вызывают множество эмоций, заставляют испытывать сильный интерес к историям. Сейчас юнгианскую психологию взяли на вооружение многие художники, писатели и сценаристы. Например, в голливудских фильмах архитепические образы и мифологические сюжеты используются совершенно сознательно и расчетливо. Именно с таким подходом связана огромная популярность американского кино во всем мире - герои этих лент затрагивают глубинные струнки души любого человека, независимо от страны, веры и образования.

Женские архетипы

Женские архетипы как основа интересного танцаВ работах Юнга не было такого понятия, как "женские архетипы". Он считал, что в психике каждого человека существует образ идеальной женщины и идеального мужчины, так называемые архетипы Анимы и Анимуса. Они проецируются на некоторые черты наших родителей и родственников, заставляют мечтать нас о том, как быть похожими на литературных и киношных героев, они создают определенные образы партнеров по продолжению рода и учат определенным образом защищаться. А также вдохновляют нас к личностному росту.

Однако последователи Юнга указали на то, что Анима и Анимус совсем не однородны, их можно разложить на составляющие. Например, американский врач психиатр Джин Шинода Болен создала классификацию женских архетипов на основе семи греческих богинь. А британская исследовательница Черри Гилкрайст выделила уже девять женских архетипов. Оба автора считают, что в душе каждой женщины есть все эти архетипы, однако в жизни они проявляются не с одинаковой силой - какие-то сильнее, какие-то слабее, создавая сложные индивидуальные комбинации.

Моя классификация женских архетипов немного отличается от перечисленных выше авторов. Но мне кажется, что такая ролевая классификация куда лучше подходит для разыгрывания историй - как в танцах, так и в любых других видах сценического искусства.

1. Защитница, воин
2. Любовница, игривое животное.
3. Девственница, ребенок.
4. Служительница-монахиня.
5. Мудрая ведунья.
6. Королева.
7. Мать.
8. Муза.
9. Жена.
10. Блудница
11. Смерть, разрушительница, хищница.
12. Творец (женская сторона)

Многие яркие личности совмещают в себе противоречивые качества, чем привлекают наше внимание. Богородица соединяет архетипы матери и девственницы. Мария Магдалина - блудница и служительница-монахиня. Святая Жанна дАрк была символом воительницы и служительницы одновременно. Японские гейши объединяют в себе в разных пропорциях архетипы музы, девственницы, любовницы, служительницы. А более близкие к нам по времени Дита фон Тиз и Мерлин Монро выражают энергии архитепических образов ребенка, музы, любовницы и блудницы.

А вот стремление выразить лишь один архетип, не давая проявиться остальным, делает личность однобокой, шаблонной. Разнообразие, в том числе касательно психической жизни, - залог развития человечества. Мы нужны природе разными!

Женские архетипы и танец

Женские архетипы как основа интересного танцаДля того, чтобы выразить себя в интересном танце, нужно пройти увлекательное внутреннее исследование и проявить и подчеркнуть те стороны своей женственности, которые присущи именно вам. Для этого выполните упражнения:

1. Запишите 5 ваших любимых фильмов.
2. Сделайте список 5 любимых книг.
3. Сделайте подборку вдохновляющих фотографий из журналов или Интернета.

На основе полученных данных выделите, какие архетипические образы вас привлекают. Вспомните социальные женские роли всех известных вам культур, запомнившихся актрис и общественных деятелей и подберите самые вдохновляющие. Теперь можно ставить хореографию для интересного танца.

Один вид танца отличается от другого тем, что помогает через движения выразить архетипические энергии: хипхоп подходит воительницам, стриптиз любовницам и блудницам, восточные танцы матерям. Это условно, так как в любом направлении можно выразить все грани себя.

Я люблю pole dance за то, что в нем реализуется моя воительница, блудница и любовница. В трайбле я вытанцовываю жрицу, мать, жену, ведунью. Под более легкую музыку я могу быть музой и ребенком. Под тяжелый дабстеп войном и смертью. В импровизированном выступлении я не ограничиваю себя и становлюсь творцом, а в постановке подбираю жесты и хореографию под выбранную историю и становлюсь королевой (той, кто управляет). Ведь каждый архетип содержит в себе конкретное телесное воплощение (характерные жесты, осанку, поведение), эмоциональный настрой и сюжет. Все это вместе делает танец интересным.

Теперь подберите движения-жесты, которые соответствуют желаемому образу: плавные или резкие и жесткие, широкие или более сдержанные, направленные от себя или к себе, хватающие или отдающие. Их не обязательно должно быть много, но они должны быть одного характера. Если этот пункт вызывает у вас затруднение, то попробуйте понаблюдать за движениями актрис кино, выражающих те или иные архетипы. И передать их характер через танцевальные элементы.

Продумайте сюжет своего интересного танца: откуда вы выйдите, где задержитесь, спуститесь ли в партер, поднимитесь ли под потолок или на носки, как вы закончите. Соберите постановку из любимых элементов, придав им качества движений-жестов, ведь любую хореографию можно станцевать порывисто или мягко, тяжело или легко, быстро или медленно. Добавьте аксессуар, подходящий персонажу, и костюм. Определите подходящую музыкальную композицию. Продумайте, как изменится динамика движений вслед за изменениями в музыке (в кульминационный момент можно "затянуть" и "утяжелить" яркие элементы, чтобы их выделить на фоне остальных).

Интересный танец будет таким, если он у вас самой вызывает бурю чувств. Именно это главный критерий проявления архетипических энергий. Если чувств нет, значит вы где-то ошиблись. Попробуйте уже на репетиции одеть костюм, так как он создаст для вас атмосферу. Это те рамки, в которых вам должно быть комфортно. Кроме того, он вдохновит вас на какие-то новые движения. В процессе придумывания интересного танца отталкивайтесь воображением от образа, его одежды и аксессуаров. Даже простой платок вынудит вас обыграть его, а значит, придаст вам нужный творческий настрой.

Например, в pole dance принято тренироваться в шортиках и топе без рукавов. Это дает свободу движений, но делает всех танцовщиц одинаковыми. Элементы одежды из других видов танца добавят вам новых красок и ощущений, пусть и в ущерб каким-то трюкам. Зато вы войдете в мир танцевальных эмоций, туда, где рождается действительно незабываемо интересный танец.

Пробуйте на каждой репетиции добавлять в свой костюм необычный элемент или аксессуар - так вы натренируете воображение, подберете себе свою собственную библиотеку танцевальных жестов, элементов и образов, получите навык использования костюма. Часто неопытность именно этого порядка не дает девушкам на выступлениях чувствовать себя действительно непринужденно, несмотря на то, что они подготовили интересный танец.

 

Женские архетипы как основа интересного танца

Похожие статьи:


Оставить ответ

*

code