Психотренинг танцора: синдром ученика

Психотренинг танцора: синдром ученика

 

Одна из самых распространенных проблем у начинающих танцоров и любителей заключается в следующем: вы прекрасно повторяете танцевальную связку за хореографом, но не можете сделать и шага самостоятельно, даже просто-напросто повторить ее перед зеркалом.

Также это та самая проблема, когда занимающийся не может начать импровизировать: буквально чувствует себя обездвиженным, когда нужно практиковать свободный танец.

Психотренинг танцора: психология проблемы

Ответственость за синдром ученика мы возложим на чувство страха, ведь если ваше тело способно повторить за педагогом, значит оно способно станцевать и без внешней визуальной опоры.

Когда оцепенение охватывает тело, занимающийся не может вспомнить движения. В голове пустота. Кажется, что просто отшибло память. Именно состояние страха - оцепенение - вызывает цепочку саморазрушающих чувств: неуверенность в себе, мысли о своей непригодности к танцам и о бессмысленности занятий.

Школьные годы чудесные

У бывших отличниц и хорошисток синдром ученика усиливается еще и тем, что они в школьную пору привыкли ориентировать себя на мгновенный успех, то есть "либо сразу получится все, либо не стоит и пытаться". Таковы последствия нашей системы образования.

И надо с гордостью признать: танцы способны вылечить нас от печальных последствий школьной системы и от синдрома ученика. Это снизит чувство вины, которое вы по схожим причинам испытываете на работе и в семье.

Психотренинг танцора: синдром ученикаПсихотренинг танцора: откуда же берется оцепенение?

Оцепенение - это одна из биологических реакций организма на ситуацию угрозы. Это инстинкт, доставшийся нам от животных предков. Хроническое состояние оцепенения - это фактически депрессия.

Если вы будете винить себя за то, что испытываете оцепенение, характерное для синдрома ученика, то вы просто не правильно используете свое биологическое преимущество - осознанное мышление и осознанное поведение.

Научные исследования млекопитающих и птиц привели к выводу: оцепенение - это реакция мозга на безвыходную ситуацию (не могу ни бежать, ни сражаться). Это инстинкт проигравшего животного - он сохраняет нервную систему от избыточного адреналина, который уже высвободился в ситуации стресса для ликвидации этого самого стресса (на цели борьбы или бегства).

В школьном образовании нас всех учили чувствовать себя проигравшими. Обучение закреплялось страхом перед педагогом и перед самостоятельным поведением, так как во время уроков оно наказывалось.

Сейчас, став взрослыми, вы уже научились добиваться успеха. Но старые привычки реагирования дают о себе знать, ведь зачастую именно за покорность и синдром ученика нам ставили хорошие оценки в школе.

В частности, мы привыкли чувствовать себя успешными, когда хорошо повторяем за педагогом. Вот вам и включение синдрома ученика во время танцевальных занятий. Одновременно включились привычки к оцепенению от самостоятельных шагов. У кого-то в голове начинают звучать голоса осуждения - это те самые учителя и родители, которые нас ругали в детстве.

Психотренинг танцора: синдром ученикаПсихотренинг танцора: стратегия выхода из оцепенения

Проблема 1. Мы в детстве соглашались с оценкой нас взрослыми и привыкли тоже осуждать самих себя в ситуации стресса.

Справиться с самоосуждением, кажется, сложнее всего. Но вспомните: оцепенение - реакция подавления адреналина в нашей системе. Адреналин отвечает за выброс энергии в действие. Так что, чтобы сдвинуть себя с места, нужно просто знать, что в этот момент в нашей крови полно энергии. Ее источник близок, как никогда! Чтобы им воспользоваться, нужно принять внутреннее решение действовать - выразить несогласие со всеми осуждающими голосами в своей голове.

Что вам важнее: почувствовать себя беспомощным или уважать себя за победу над теми, кто в вас не верил?

Если вы все еще стоите обездвиженными - значит, они пока еще побеждают. Все эти мерзкие крикливые училки, которые вам так не нравились. Вспомните их в лицо: сейчас вы готовы их испугаться и втянуть шею в плечи? Они же кричали на вас от собственного бессилия, передавая это бессилие вам. И сейчас они просто смешны. А вот ваше бессилие не смешно. Вы либо прекратите это раз и навсегда, либо передадите привычку проигрывать и своим детям.

Проблема 2. Временная потеря памяти и пустота в голове.

Синдром ученика вышибает почву у нас под ногами. Привыкайте к работе на занятии и между занятиями не только телом, но и мыслями. Часто некоторые повторяют за педагогом на автомате - и это тоже наследие детства. Из-за дискомфорта в школе многие научились улетать мыслями с урока как можно дальше. Сначала это было результатом скуки от неинтересного предмета или реакцией на неприятного учителя, но потом это могло стать привычным отношением к любому уроку.

Мы исчезаем из тела, когда нам скучно или слишком сложно.

Поэтому, если вы настойчиво хотите продвинуться вперед, то повторяйте все связки не только в зале, но и мысленно во время отдыха или дороги. Когда тело в покое, попробуйте вернуться в переживание телом вашего танца, разгоняйте эмоции удовольствия и ощущение телесной податливости.

Устраивайте себе флэшмобы: нет ничего зазорного в том, чтобы пританцовывать в метро или исполнить пару па во время прогулки с друзьями в парке. Ваше тело должно привыкнуть в любой ситуации танцевать, если вы хотите легко выступать на сцене.

Временная потеря памяти бывает и во время выступления, когда вы напрочь забываете следующий шаг. Это тема другой статьи, так как механизм этого явления иной.

Проблема 3. Страх усиливается.

Еще одна большая беда: кажется, что позор от плохо исполненного танца тяжелее перенести, чем состояние оцепенения и позор от бездействия. Некоторые настолько боятся выступить, даже на занятии в группе, что внутренне выбирают проигрыш заранее, хотя имеют достаточную мотивацию танцевать.

Страх и негативная самооценка у них может усиливаться от каждого выполненного шага, так что человек останавливается, не доведя дело до конца.

В этом случае человек борется с самим собой. Чтобы он победил, нужен грамотный педагог. Атмосфера на занятии должна быть позитивной и принимающей. Таким людям часто необходимо пережить неуспех и принять себя любыми. Им нужно, чтобы их приняли такими, какие они есть. При ощущении поддержки такие люди быстро адаптируются и становятся фанатами своего стиля танца и своей группы.

Психотренинг танцора: синдром ученикаПсихотренинг танцора: приемы хореографа

Существует несколько очень действенных техник для снятия синдрома ученика у занимающихся любого уровня.

1. Во время занятия подбадривайте всех, кому тяжело. Новичков нельзя ругать хотя бы месяц-полтора. Помните о методе бутерброда в критике: на одно негативное утверждение должно быть от двух до пяти позитивных.

2. Давайте задание на повтор связки без музыки, счета и вашего показа. Я иногда даже отворачиваю девочек от зеркала, чтобы каждая в своем темпе вспомнила весь выученный танец. Это делается в группе - и делается регулярно.

3. Лучших и самых мотивированных девочек просите выполнить связку самостоятельно в одиночку. Новичков и стесняющихся ставьте в пары и группы. Со временем все привыкают в такому формату, и тогда можно уже каждую просить выполнить танец отдельно. Учитывайте групповую динамику: новичкам нужно время для адаптации, а старичкам уже хочется проявить себя.

4. Вдохновляйте своим примером. Я танцую для девочек во время тренировок, когда чувствую, что они подустали и им нужно себя дополнительно простимулировать. Когда они смотрят на педагога, они физически отдыхают и наглядно учатся одновременно.

Дорогие инструктора, ваше собственное умение преодолевать оцепенение и страх и доверительное общение во время тренировок тоже учат занимающихся не останавливаться. Педагог должен не только хорошо танцевать, но и уметь передавать свои знания разным людям. Если вы обладаете бойцовским характером и не скупитесь делиться своим творчеством, то ваши воспитанники становятся такими же. Посмотрите на них - кого вы вырастили. Если вас не устраивают результаты, значит, время повышать ваш собственный профессионализм.

Психотренинг танцора: синдром ученика

 

 

Похожие статьи:


2 ответов

  1. Аня, у тебя все статьи замечательные:) Эта про наболевшую тему, очень тонкие аспекты ты отметила 🙂 Но со временем они превращаются в жирные и откормленные.

    • В «жирные и откормленные» они превратились очень давно. У взрослых людей этот синдром «с нуля» обычно не появляется, а проявляется, как у слона, привязанного к деревянному колышку. Большой слон не отходит от колышка по привычке, так как в детстве слоненок не был способен на это. Взрослый слон просто не пробует — и это называется «выученная беспомощность».

Оставить ответ

*

code