Психотренинг для танцора: страх выступления

Психотренинг для танцора: страх выступления
...Мне не нужны люди, которые хотят танцевать, мне нужны те, кто не танцевать не может (Джорж Баланчин, балетмейстер)

Психотренинг: рисуем в воображении идеал

Согласитесь, приятнее всего глазу тот танец, в котором выстроена глубинная гармония души и тела. В таком танце нет человека и нет движений, им совершаемых, а есть единство сложнейшей системы: ценности и смыслы подобраны в помощь друг другу, в центре стоит мечта об идеальном танцевальном воплощении, лишняя эмоциональная рябь отфильтрована, физическое отшлифовано.

Психотренинг: ставим проблему

Чтобы подготовить профессиональное танцевальное выступление, необходимо не только пахать в зале, но и поработать над собой, ведь:
1. Тело не лжет.
2. Танец — единственное искусство, материалом для которого служим мы сами.

Вы испытываете страх перед выступлением?

Танцор постоянно сталкивается с психологическими трудностями. Они касаются мандража перед выступлениями, негативной оценки своих танцевальных достижений, переживаний из-за лишнего веса и особенностей внешности, из-за воздействия и оценки публики.

Эти проблемы в той или иной мере касаются каждого исполнителя. Но вот как нам направить свои психологические силы на помощь исполнению, а не чувствовать себя врагом самому себе? Ведь нам мешают наши же чувства, реакции, темперамент.

Я предлагаю готовить себя по следующему долгоиграющему сценарию, так как он основан на универсальных законах человеческой психики, поэтому страх перед выступлением обязательно отступит.
1. Нужно сформировать внутренние психологические опоры (мотивацию и ощущение успеха).
2. Нужно ликвидировать источники проблем и стресса: ментально, физически, эмоционально.
3. Опыт, опыт и еще раз опыт. Так вы найдете баланс - свой собственный ответ на вопрос: "Где моя точка удовлетворенности результатом?"

Психотренинг для танцора: страх выступленияПсихотренинг: опоры при страхе выступления

Наше тело действительно не лжет. Оно отражает состояния нашей психики - нашу повседневную реальность. Но для получения качественного результата в любой творческой деятельности нужно сначала сформировать условия, в которых этот результат будет получен. Музыканту нужны инструменты, художнику краски, а танцору?

Тело, полное сил, податливое для проявления чувств, мечтающее о полете.

Чтобы создать для себя это, нужно создать творческую атмосферу, найти детали, влияющие конкретно на вас. Для меня - это балетки, которые я ношу вместо домашних тапочек. Так я чувствую, что мои ножки всегда немного танцуют. Моя повседневная одежда ведет меня в танцевальный зал. Мой образ, от которого я отталкиваюсь, встав утром с постели, - это те танцевальные черты, которые я отрабатываю на своих тренировках.

Иными словами, моя повседневная жизнь служит опорой моему танцевальному творчеству. Моей мечтой о танце пропитаны стены моего дома.

Театр начинается с вешалки, а танцор начинается с ног

Конечно же, страх перед выступлением снизится, если вы уверены в своей танцевальной форме. Особое внимание направляйте на формирование тела, его здоровья и возможностей. Тело профессионалов действительно отличается от обычного танцующего человека. Оно способно тренироваться часами. К этому привели годы постепенного наращивания времени тренировки, ее особенности, так как танцоры разных видов танца нуждаются в разных навыках.

Танцор питается так, чтобы были силы на постоянное улучшение своей формы и техники. Об этом он думает ежедневно.

В этих двух составляющих - тренировки и питание - лежит дисциплина танцора, а дисциплина, как наименее результативный подход в психотренинге, может работать лишь на выстроенной мотивации и хорошо работающей мечте.

Психотренинг: пусть страх работает на вас

Каждый танцор знаком с травмами. И каждый танцор должен бояться только травм. Все остальные страхи - страх выступления, волнение из-за неуспеха и ошибок - должны покинуть его сознание во время занятий и на сцене. И чтобы это произошло, он должен быть образован в области анатомии, физиологии и психологии. Это поможет управлять своим физическим и эмоциональным состоянием.

Анатомия и физиология дадут проверенную информацию о возможностях тела, сделают немного мудрее, так как покажут рамки, в которых мы существуем. А психология даст знания о том, как эти рамки осознанно раздвигать.

Наша ясность представлений о том, чего мы хотим добиться и чего хотим избежать, - залог успеха в любом деле. Так в ситуации любого стресса мозг автоматически предложит варианты действий для получения нужного результата. Когда информации мало или она неадекватна стрессовой ситуации, велика вероятность впасть в оцепенение или совершать неадекватные поступки.

Психотренинг для танцора: страх выступленияПсихотренинг: стресс и мотивация

Танцор живет в ситуации стресса: чтобы улучшать показатели, выступать и импровизировать на людях, оставаться честным в своих танцах. Этот адреналиновый кайф может истощать психику, а может оздоравливать ее - все дело в балансе. В балансе психического и физического.

Если вы тренируетесь ежедневно, хотя бы в чем-то преодолевая себя вчерашнего, вы тренируете свою стрессоустойчивость. Но этот стресс должен быть маленьким относительно большого удовлетворения, которое вы вырабатывает на тренировках.

Большое удовлетворение формируется из мыслей о вашем прогрессе и результате, из ощущения соответствия ваших действий вашим глубинным потребностям, из соответствия ваших тренировок вашему конкретному физическому состоянию.

Например, я знаю, что могу без разрушительной усталости посвятить тренировке 3 часа. Это знание основано на опыте личном и знаниях, полученных из исследований танцев и художественной гимнастики (профессионалы тренируются ежедневно до 4 часов, а бОльшая продолжительность ведет к увеличению риска получить травму в геометрической прогрессии). Я делаю 40-60 минут стретчинга для совершенствования растяжки (мне хочется делать новые сложные трюки, а кроме того, те же исследования говорят, что такая продолжительность растяжки снижает травматизм).

Разрушительная усталость приводит к истощению организма. Нужно тренироваться, обязательно полагаясь на свои ощущения. Сначала было 2 часа в неделю, потом 3, потом 1 час в день. К 2-3 часам я пришла, только убедившись, что это мне приносит пользу - в первую очередь, состояние счастья. Я тренируюсь только на энергии счастья. Негативные эмоции создают условия для получения травм. Они дают бессознательное послание телу на прекращение деятельности, их вызывающей, даже путем боли. Если вы злитесь от упражнений и тренировок, займитесь другими делам, - значит, танцы не для вас.

Если вы знаете (на основании медицинского осмотра и анализов - делайте их обязательно!), что нагрузка вам подходит, стройте ее так, чтобы прогрессировать к желаемому результату.

В этом моменте важно уметь мотивировать себя правильно:

1. Чужие результаты - это годы труда и неизвестные вам факторы. Уважайте чужой труд, но неизвестно, насколько другой человек доволен собой и своей жизнью. О других людях думайте только, как об учителях: чему можно у них научиться? Все остальное оставляйте за бортом своей эмоциональной жизни - чужие пропорции и генетические факторы вас ВООБЩЕ не должны волновать. Переживайте только о том, на что можете повлиять, - это закон психического здоровья.

2. Свои негативные переживания о собственном несовершенстве направляйте в тренировки и поддержание дисциплины в питании и режиме. Так они меняют свой разрушительный градус на позитивный.

3. Относитесь к своей эмоциональной жизни, как к полю. Чем засеете почву, то там и прорастет. Ищите мысли для взращивания счастья и удовольствия. А если не полоть сорняки, то они убьют ваши позитивные намерения. Ищите каждый день то, за что можете себя похвалить. Находите мельчайшие улучшения, чтобы ваш щит от стрессовой информации об успехах ваших соперников был мощным. Соперники будут всегда, но ваш главный соперник - это вы сегодняшний. Радуйтесь плодам своего труда, даже если прогресса мало. Если его нет совсем, значит, вы ленитесь. Сложный танец, исполненный с легкостью, - вот лучшая награда и мотивация для вас.

4. Отталкивайтесь в восприятии себя и других не от деспотичной системы пирамиды (существует один лучший, победитель, а все остальные - пыль у его ног), а от идеала творческого разнообразия (здорово творить вместе общее дело, где каждый проявляет себя с лучших сторон, и при этом по-разному). Мы уже 50 лет как живем в мире воспевания особенностей и мастерства в самых разных формах. Кто-то танцует в весе в 150 кг. Кто-то исключительно здорово танцует бровями... До этого всем правил строгий канон. Просто осознайте, в какое чудесное для творчества время мы живем! Насколько мы свободны! И не ограничивайте себя и свое воображение, дайте волю самым скрытым творческим фантазиям. Наполните ими свой танец в подходящий для этого момент (в одиночестве, в узком кругу, а может, наоборот, на всеобщем обозрении). Это сделает вас по-настоящему счастливым и обогатит технику живыми чувствами...

...Великие танцоры велики не из-за их техники, они велики из-за их страсти (Марта Грэхем, пионер модерна)

Правильная мотивация исключает ценность внешних изменчивых факторов и фокусирует вас на ценности смысла вашей деятельности. Вы будете заниматься танцами, потому что это приносит вам радость? Потому что вы без этого не можете? Потому что вы всю свою жизнь хотите изучать и практиковать танец? Даже когда станете старичком? Вас восхищает красота танца? Вы будете делать это, просто потому что это хорошо - в разных смыслах? В конце концов, именно вы формируете поле смыслов, в которых живете. Вы выбираете, о чем думать и как оценивать действительность. Вы определяете, о чем НЕ думать. Только на вас ответственность за вашу мотивацию.

Психотренинг для танцора: страх выступленияПсихотренинг: битва с негативными факторами

Есть несколько обязательных условий формирования психофизической подготовки к профессиональным выступлениям. Страх выступать снизится и даже сойдет на нет.

1. Формирование в сознании образа желаемого. Используйте метод мысленной репетиции, когда слушаете музыку на досуге. Это используется в психотренинге олимпийских спортсменов, потому что это действительно работает.

2. На основе опыта прошлых выступлений - сбор информации об особенностях своей психики. Когда и сколько готовить программу можете знать только вы. И вам нужно использовать мудрость, чтоб не загнать себя в период подготовки. Опирайтесь на собственное чувствование процесса и знание своих биоритмов, реакций на режим и отклонения от него. Я лично пестую свои задумки, выдавая на репетициях только фрагменты эмоций, а отрабатываю технику, так как знаю, что если эмоционально выложусь заранее, то нечего будет переживать на сцене - задумка просто отживет, ее лепестки опадут. Для меня выступление - это заготовленная тайна для самой себя.

3. Практика. Если в танце есть импровизация, импровизируйте. Если в нем есть техника, оттачивайте движения. Если в постановке есть образ, практикуйте этот образ в зале и обычной жизни. Все для вас должно быть привычным. Одного ментального настроя никогда не бывает достаточно. В танцах ваша психическая и ментальная работа должна быть в памяти мышц. Продумывайте детали и варианты действий, если что-то пойдет не так. Делайте ролевые игры о том, что вас беспокоит, чего вы боитесь, - протанцуйте свои страхи и боль от прежних неудач перед близкими людьми. Внутреннее напряжение можно расформировать только реальным физическим действием.

4. Использование рефрейминга (управление вниманием и концентрацией на успехе). Если слишком много думать о плохом, то плохое скорее всего случится. Нужно отпускать напряжение от прошлых неудач - в своем сознании. Эта память, как облака, улетает в небытие, потому что вы хотите пережить успех и создаете условия для новой памяти. Облака памяти о прошлом стрессе могут прилететь вновь, но вы просто замечаете их, не думая о них, не наполняя их новой порцией стресса. Они улетают, а вы просто продолжаете вкладывать свои силы в создание своего танца. Нацеливайтесь на успешное будущее. Формируйте полноту и красоту настоящего. Немного адреналина от неудач не повредит вам, ведь без прошлого опыта вам было бы еще тяжелее начать свое творчество. В конце концов, все хорошие танцоры сначала были плохими танцорами, а некоторые - очень плохими.

5. Отдых. У каждого свои особенности - кому-то надо много спать, кому-то сходить на выставку и переключиться, кому-то лежать на диване целый день после выступления. Давайте своему телу то, что ему нужно, в тех пропорциях, в которых это нужно. Заботьтесь о себе, любите себя, проявляйте любовь к себе!

6. Подготовка костюма, реквизита, музыки, деталей и условий хорошего выступления (питание, машина, охрана, поддержка) - без этого даже железобетонные нервы не приведут вас на сцену 😉

Психотренинг: метод бутерброда в оценке выступления

Никакое творческое детище не завершено, если вы не оценили здраво результаты проделанной работы, а ведь иногда танцору просто страшно вспоминать, что происходило на сцене. Главная проблема - страх перед негативной оценкой своего выступления. Но знайте, что это ваша ответственность - создать творческое произведение, а потом позволить ему быть таким, какое оно есть. Негативная оценка равносильна убийству. Вы же не будете убивать ребенка после его рождения?

В психологии к оценке любого, даже крайне сомнительного результата, используют метод бутерброда: сначала вы находите что-то заметно хорошее, затем перечисляете недочеты, как тему для дальнейшего роста, а в конце подводите позитивный итог. Вы просто обязаны относиться к своему труду хорошо. ОБЯЗАНЫ. Даже если был провал. Просто найдите способ извлечь пользу для новых попыток и новых выступлений. Ведь только о танце говорят такие прекрасные слова:

...Когда Вы танцуете, Вы не потеете: Вы пылаете (Диди)
...Если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать (Африканская пословица)
...Перестают танцевать не потому, что стареют, - стареют потому, что перестают танцевать (Джесси Ньюберн)

 

Психотренинг для танцора: страх выступления

 

Похожие статьи:


Оставить ответ

*

code