Как говорится в моем любимом анекдоте, "Фрейд в конечном счете все-таки прав". До сих пор в Интернете, в танцзалах и в головах публики происходит конфликт: танец на пилоне - это искусство или эротика, "клубничка" или спорт?
На одной стороне стоят защитники приличий, ведущие ярую борьбу с любыми эротическими сигналами в пилонных номерах. Они пытаются отделить pole dance от
Женщина с искоркой очаровательна и здорова
Времена фиговых листочков уже давно прошли. Античные каноны красоты обнаженного тела стали нормой в современном развитом обществе. А секс перестал быть "запретным плодом" и стал залогом нормальной личной жизни, здоровья и долголетия. Сегодня мы, психологи, считаем, что свободное выражение эротической энергии (либидо, согласно Фрейду) - это необходимое условие освобождения человека от невротизма и психосоматических заболеваний. Здоровый человек осознает свои потребности, в том числе и в сексе, старается развивать себя гармонично и творчески.
Хорошо известно, что либидо не только инстинкт продолжения рода. Зигмунд Фрейд считал, что либидо лежит и в основе творческой деятельности. Не случайно во все века и во всех культурах существовали поэты, воспевавшие эротизм, художники, изображавшие обнаженные прекрасные тела, актеры, игравшие страстные пьесы. А в Японии издавна были гейши, что в переводе означает "люди искусства", вопреки распространенному заблуждению, приравнивающему гейшу к обычной "девушке легкого поведения".
Все эти люди своими произведениями выводили эротизм в плоскость эстетическую, духовную и даже иногда в религиозную (см., например, "Песнь песней" царя Соломона). Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие "сублимации", описывающее данный психологический процесс. Это перенаправление энергии либидо к социально приемлемым, полезным формам деятельности. Такое выражение либидо является, по Фрейду, единственным очищающим от невротизма и от напряжения способом конструктивной саморегуляции. Освоить его рекомендуется каждому, кто хочет быть психически здоров.
Идею сублимации развил Карл Густав Юнг в теории о коллективном бессознательном и архетипах. Многие архетипы мощно заряжены сексом. Например, анима - образ идеальной женщины в мужском восприятии. Она включает в себя все стороны женственности.
Шестовой стриптиз, из которого вырос танец на пилоне, - это эротический вид искусства. Если его исполняет профессионал, в нем есть продуманный образ, история, раскрытая в движениях, отточенность и пластичность, способные довести ценителей до желаемого катарсиса. Фрейд бы сказал, что танцовщица сублимирует свою сексуальную энергию либидо для создания художественного образа. Даже обыкновенный качественный стриптиз, без образа и истории, но с профессиональной подачей, выглядит достойным выражением своего жанра.
Некоторые танцовщицы pole dance сводят обычный стриптиз к кручению попой вокруг пилона. Я слышала такие мнения, что, мол, парням pole dance не интересен, им достаточно для удовольствия лишь посмотреть на "обнаженку". И грустят эти девушки оттого, что сами занимаются "трюковым" направлением и интереса со стороны мужской половины не испытывают. Им кажется, что это ниже их достоинства - "крутить попой, делая вульгарные жесты".
Но если танец лишен пластики бедер, то он в любом жанре будет выглядеть плохо. А почему? Потому что раскрытая для движений поясница создает впечатление здоровья. Это тесно связано с
Шест как фаллический символ
Именно поэтому наши кавалеры в большинстве своем склонны считать, что pole dance все равно остается связан с эротикой, даже если превращается в спорт. А все попытки девушек отрицать подобную связь натыкаются на ироничные усмешки. Парни нудят: "Хочешь спорт, иди на брусья, зачем на пилон лезть?" Я не говорю, что это правильно или неправильно. Но я вижу, что шест продолжает ассоциироваться с фаллическим символом для проекции либидо. И вряд ли можно разорвать эту связь лишь по желанию некоторого количества танцовщиц. Ведь такие вещи воспринимаются бессознательно, мы не властны над ними.
К этому добавляется то, что многие полденсерши берут стандартные трюки, соединяют их в связки и делают pole dance sport. Они не думают о том, что эти трюки придумали стриптизерши: раздвинутые ноги в любых ракурсах и на любой высоте над полом. Это сексульно априори. Это язык движений, понятный на бессознательном уровне любому самцу: "Приди ко мне, я не сжимаю коленки".
Хочешь танцевать pole dance artistic или sport, лишенный эротизма, выбирай трюки тщательно! Думай заранее о посыле, который несет выбранный набор элементов. Сублимированное либидо при известном внутреннем настрое может быть кастрировано, если вам так хочется.
Pole dance: exotic против sport равно artistic
Самое сложное - создать номер в стиле артистик. Кажется, что если выбрать несекси образ, добавить в него побольше трюков, то все само собой получится. Пробовали, увидели, что часто такие номера получают низкие оценки, так как, по мнению судей, не соответствуют выбранной категории.
Банальные кошечки в экзотике тоже уже набили порядочную оскомину. В обществе танцующих назрел запрос на что-то более интересное: на умение рассказать историю в танце, на выбор ярких сюжетов, хорошо отыгранных хореографически. Имея в основе фаллический пилон, это не так-то просто.
На мой психологический взгляд, любой номер, будь то спорт, артистик или экзотик, содержит в себе эро-потенциал. Ружье на сцене стоит, оно заряжено - если оно не выстрелит, зритель будет чувствовать себя обманутым. Так работает сценическое искусство.
Любая женщина тоже имеет эро-потенциал, так что мужчины в восторге, их мнение, согласно Фрейду, победило. Их ожидания обоснованы. И наша свобода выбора заключается в том, ответим мы на них или нет.
В одном из ранних чемпионатов на 4 место поставили девочку, исполнявшую чудный артистик. Все призовые места заняли экзотические номера. А почему? Потому что в судьях сидели мужчины. Им мега-профи артистик не был так близок и понятен, как хороший, но менее сильный экзотик. Сейчас мы имеем три категории: exotic, artistic, sport. При разработке номера голова идет кругом. А все потому, что у каждой девочки есть сексуальная харизма: если она высока, то в артистике ей будет сложно, трюки будут слишком эротичными - и наоборот.
Мужчина на пилоне - вооруженный самец в бою
В ночных клубах танцоры уже давно исполняют стриптиз у пилона для женской аудитории. Лучшие представители этого жанра используют шест совсем не так, как женщины. Они делают эффектные силовые трюки, подчеркивающие их мужественность, - танцовщицы чаще всего не рискнут делать такие элементы, так как сразу будут выглядеть мужиковато. Но сексуальная направленность танца все равно остается. Выступление всегда заканчивается раздеванием танцора.
С развитием женского pole dance sport все больше парней начинают заниматься этим видом аэробики в качестве способа развития мышц в приятной женской компании. Но когда они начинают разводить ноги в висах или пытаться делать "волну" у шеста, я не могу сдержать улыбки. Для того, чтобы танцор органично смотрелся у пилона, ему нужно совершенно иначе подбирать элементы: убрать женские движения и добавить мужские. Он не должен выглядеть по-идиотски рядом с фаллической мачтой.
Ему нужно использовать шест в качестве символа оружия, своей силы и власти. Тогда фаллическая составляющая будет выглядеть органично и приведет к созданию образа самца-завоевателя. В противном случае мужчина выглядит женоподобно, даже если у него гора накаченных мышц. Женщине и в разряде sport простительно висеть с разведенными ногами. Но когда подобное делает юноша, девушки обычно улыбаются и начинают воспринимать своего "коллегу", как подружку. Но не как привлекательного партнера.
В конфликте рождается истина
Сегодня мы наблюдаем конфликтное развитие pole dance. Через лобовые столкновения мнений проявляется социальный невротизм, касающийся сексуальности. Причем в нашей стране этот невротизм проявлен намного сильнее, чем на западе: у нас сексуальная революция произошла на 30 лет позже, чем за рубежом.
Так надо ли примирять две противоположные точки зрения?
Хорошо известно, что любое развитие всегда происходит через конфликт. В конфликте рождается истина, конфликт - основа арта. Даже в науке движение вперед идет через серьезные столкновения мнений и через открытую войну разных направлений. Например, некоторые школы психиатрии до сих пор считают, что творчество - результат патологии. То есть, все, кто танцует, пишет музыку, рисует, снимает кино или сочиняет стихи - больны. И, по-хорошему, их надо бы лечить различными препаратами. К счастью, в этой войне мнений побеждают продвинутые школы психологии, которые, напротив, видят в творческих задатках потенциал для самоактуализации и роста личности, ведь творчество проявляет высшие потребности человека.
Мы видим, что pole dance уже родился как самостоятельный жанр. "Вертикальная мачта" в номере может быть обыграна тысячами разных способов, включая эротические, но также может, в конце концов, остаться всего-лишь снарядом для демонстрации гибкости, силы и выносливости. А чем наполняете свой танец на пилоне вы?
Добавить комментарий